Get Adobe Flash player

В данной статье мы расскажем немного о тайнах Nokia, про вдохновение отдельных личностей идеями, которые воплотились в конечных продуктах.

Можно выделить три больших этапа развития дизайна Nokia:

1)      Начальный этап — утилитарный, когда телефоны проектировались только для звонков, внешности не придавалось серьезного значения.

2)      Следующий этап связан с Фрэнком Нуово. Именно с приходом этого человека в Nokia началась история дизайна корпорации. Этот этап интересен созданием стильных, интересных внешне и вместе с тем удобных телефонов, началом использования новых для телефоностроения материалов при производстве.

3)      Прагматичный (осторожный) дизайн в компромиссе с  функциональностью.

Nokia 101

 

До того как Нуово пришел в Nokia на сотовом рынке лидировала Motorola, которая занимала около трети рынка. Был 1990 год, рынок мобильных телефонов для корпорации Nokia не был изучен, ей тяжело было тягаться с гигантами Ericsson и Motorola. В те года не было понятий об индустриальном дизайне телефонов. Внедрение дизайнерских разработок в производство требует больших инвестиций. Создавать на компьютере красивые формы относительно несложно, а вот выпустить готовое изделие намного проблематичнее. Почти все телефоны того времени изобиловали черным цветом, изредка серым. Да и абонентов особо не волновало, как выглядит сотовый телефон. В первых кирпичах стоимостью около $3000, считавшихся элитной вещью, не было даже функций часов и смс. Именно тогда в Нокиа поняли, что необходимо воспользоваться дизайнерскими услугами у сторонних фирм. Первой из них была DesignWorksUSA, в которой работал Нуово.

Фрэнк Нуово, имевший свежие идеи, оказался в нужном месте в подходящий момент. Конкурентным преимуществом Nokia должен стать дизайн устройств и руководству компании это было ясно. Внутри корпорации Nokia было много разговоров об отличиях их телефонов от конкурентов. Было выявлено, что они того же уровня. Для роста продаж нужно было выпускать не подобные по характеристикам продукты, а лучше, в том числе и по внешности.

Первая модель, над которой работал дизайнер, работая в фирме DesignWorksUSA , была Nokia 101.

Дизайн был поставлен за основу. Клавиатура стала эргономичной и удобной людям с разными размерами рук. Под экраном расположили кнопку «Меню», ниже кнопки посыла и отбоя вызова. Позже подобный дизайн клавиатуры станет стандартным для всех фирм-производителей. Нуово решает оснастить телефон более красивыми вырезами под микрофон и динамик, убеждает руководство корпорации о необходимости более затратного производства.

Nokia 650

В 1995 году компания Nokia полностью сосредотачивается на выпуске сотовых телефонов, все остальные активы распродает. Компания создает дизайн-центр в Калифорнии и назначает Нуово вице-президентом этого направления.

Костяком работы нового дизайн-центра становится личность нового руководителя. Нуово поставил безопасность дизайн-центра в приоритет, дабы избежать утечки информации. На здании дизайн-центра нет даже вывески с логотипом компании. Столь жесткая конспирация вскоре дала свои плоды. Каждый аппарат во время анонса заставлял публику удивляться.

В прежние годы Фрэнк Нуово увлекался дорогими и коллекционными автомобилями,  дизайнерскими ручками, часами, на прежнем месте работы он создавал дизайн автомобилей BMW и у него неплохо получалось. И поставленная ему задача придать новый интересный облик телефонам Nokia, сделать их более стильными оказалась вполне по плечу. Философия дизайнера проста, необходимо взять лучшие свои наработки из другой индустрии и воплотить их в новой, в мобильном мире. «Подумайте об аэродинамике, об автомобилях. Язык стиля, взятый нами за основу, — скорость, эмоция ускорения. Конечно, видно влияние машин. Видно движение, попытку создать правильную вещь. Взгляните на наш стиль, наш стиль копируется всей планетой»,-сказал Нуово на одном из интервью.

Нуово положил начало цветным и даже сменным без помощи сервиса корпусам у Nokia 2110, 3110, 5110. У моделей 6110 и 7110 была использована дорогая покраска передних панелей в цвет хамелеон. Благодяря миниатюризации микросхем и батарей, телефоны стали более компактными, стали свободно помещаться в любой карман. Постепенно расширялась функциональность. Игра «Змейка» позволила людям брать телефон в руки не только для разговора. Nokia 650 была первым мобильным телефоном со встроенным FM-радио.

Nokia 8810

Желание использовать необычные материалы подтолкнуло Нуово в 1996 году  к созданию первого телефона класса премиум – модели 8810 (и ее DAMPS аналога 8860). Но так как опыта работы с отличными от пластика корпусами у инженеров Nokia не было, требовались чересчур крупные инвестиции и время (а продукты нужны были уже сейчас). Nokia пошла на обманный маневр и металлизировала пластик. В 1998 году состоялась презентация аппарата. Этот миниатюрный телефон имел пластиковый корпус с хромированным зеркальным покрытием, сдвижную крышку клавиатуры, встроенную антенну. Нам он интересен тем, что это первый Nokia, принимающий русские СМС-сообщения независимо от прошивки. А также, по свидетельствам различных Интернет-источников, это самый безопасный мобильный телефон, у данного аппарата уровень SAR = 0.15.

Этот телефон призван был доказать, что имиджевые модели будут восприняты покупателями на ура. Это как раз и происходит и в 1999 году Nokia выпускает модель 8850 из анодированного алюминия.

Чуть позднее Nokia выпускает модель 8910 в титановом корпусе. Этот телефон обладал уникальным механизмом открытия. Нажатием двух боковых кнопок телефон открывался. Раздавался легкий металлический хруст и верхняя часть плавно, в течение 1.5 секунд, выезжала из нижней части корпуса, шурша и оголяя хромированную клавиатуру.  В отличие от предшественников, у телефона выезжала верхняя часть из нижней.

Линейка продуктов постепенно расширялась. Если в начале 2000-х компания Nokia на европейском рынке выпускала по 10-15 моделей в год, то в 2007 их было уже более 50 в год. В этом промежутке времени компания является законодателем мод в индустрии сотовых телефонов.
Появилась линейка ударопрочных и водонепроницаемых телефонов. Такие трубки пользуются спросом у работающих в плохих погодных условиях людей, строителей, спортсменов, туристов, охотников и рыбаков.

Nokia 5210, 6250, 5100, 5140, 5500, 3720

 

В 1997 году Фрэнк Нуово разрабатывает концепцию аппаратов класса люкс. В 1998 году создается компания Vertu как дочернее предприятие Nokia.

В 2006 году Франк Нуово покидает Nokia, передав все дела Алистеру Кертису, который 11 лет работал с Нуово. Френк остается консультантом Nokia и сохраняет позицию главного дизайнера модельного ряда Vertu.
Время дизайна прошло, пользователи хотели других решений. Но будет ли прагматичный дизайн также востребован как произведения Нуово большой вопрос.

Фрэнк Нуово разрабатывает Vertu Ascent Ti при помощи CAD-приложений. На столе лежат две модели, созданные 3D-принтером.